Государственное казенное учреждение здравоохранения Нижегородской области

«Нижегородский специализированный дом ребенка»

Служба сопровождения семьи и ребенка

Главная » Путь домой » Служба сопровождения семьи и ребенка

        В Доме ребенка создана служба сопровождения семьи и ребенка, которая проводит подготовку ребенка к передаче в семью и последующее его сопровождение в новой семье.

Создана информационная база по работе специалистов с замещающими семьями:

- сделана подборка нормативно-правовых документов;

- оформлен информационный стенд;

- создана библиотека с материалами и статьями, видеотека;

- проводим координационную работу по направлению семей в службы подготовки и сопровождения в Н. Новгороде и Нижегородской области.

- организована консультативная помощь специалистов учреждения (врач-педиатр, невролог, педагог-психолог, социальный работник, учитель-дефектолог, воспитатель) по работе с замещающими, биологическими семьями и волонтерами.

      Проводится медико-психолого-педагогическая работа по реабилитации и дальнейшей успешной адаптации детей в новой семье. Она включает проведение:

- диагностики психического здоровья детей;

- составление индивидуальной программы медико-психолого-педагогической реабилитации; 

- социальной реабилитации;

- коррекционно-развивающей работы по охране психического здоровья детей, воспитывающихся в доме ребенка;

- работы с волонтерами.

Семья - почему это так важно?

    Это одна из острейших проблем человека, в том числе и маленького, - иметь свой дом, испытывать привязанность к матери, отцу, сестрам и братьям. Потеря матери для ребёнка равносильна катастрофе. Малыш становится агрессивным или, наоборот, апатичным, теряет интерес к окружающему. Когда мать исчезает, бунтом на это отзывается весь детский организм, в котором начинается полный разлад, или, если использовать научную терминологию, регресс. Результатом может стать целый букет болезненных состояний - от дисфункции кишечника до аутоэротизма. Как 6ы понимая это, природа наделила детское сердце большим запасом любви. Ему обязательно нужно кого-нибудь называть мамой, причем лет до восьми - почти безразлично кого. Был бы объект, на который можно излить свою детскую привязанность. С восьми-девяти лет ребенок становится разборчивее, а уж в подростковом возрасте выговорить слово "мама" по отношению к чужому человеку и вовсе трудно.

   Но есть одна тонкость. Запасы любви в детской душе небезграничны. Психологи утверждают, что маленький человек в состоянии отдать свою любовь не более чем четырем объектам.

    А теперь давайте посмотрим, что происходит с "отказным" ребенком в системе государственных воспитательных учреждений. Из роддома он поступает в Дом малютки, где находит свою первую "маму". В три-четыре года его передадут в дошкольный детдом (еще одна "мама", но это в теории, в действительности же их гораздо больше, воспитатели часто меняются). Дальше его ждет интернат. И получается, что множество теть приходится ребенку называть мамами, причем смена их приходится на самые болезненные, кризисные периоды - в 3-4 года, в 6-7 и в 13-14 лет. То есть в возрасте, когда психологи заклинают взрослых быть особо бережными с детьми. Такого бесчувствия они просто не выдерживают. Первых нянь и воспитатель они радостно записывают себе в мамаши, пятую-десятую встречают с озлоблением, а остальных готовы послать подальше. И дело не в тех конкретных воспитательницах, которые им встречаются - дети вообще теряют способность к любви и обычной человеческой привязанности. Редкие воспитанницы интернатов становятся нежными, заботливыми мамами. Напротив, их холодность к собственным чадам иногда поражает. Казалось бы, не получив в детстве достаточно родительского тепла, как должны они стремиться обогреть свое дитя!  Не умеют любить те, кого в детстве нё ласкали, не баловали, не целовали на ночь в макушку.

          Особенности приемных детей

         Позитивные, доверительные отношения между членами семьи не даются при рождении, их надо создавать кропотливым ежедневным трудом, заботой, вниманием и интересом друг к другу.

         У приемного ребенка нарушено базовое доверие к миру. Поэтому гораздо сложнее идет формирование близких отношений. Отношения искаженные, не ведущие к глубокой привязанности, по типу «Ты меня любишь, если покупаешь что-то», или по принципу подчинения сильному. Этих детей часто волнует вопрос: «Кто здесь главный?». Они не знают и не понимают, что отношения - это источник эмоциональной поддержки, заботы. В их жизни отношения связаны с опасностью: физической - физические наказания, и эмоциональной - игнорирование, унижения. Их опыт подсказывает, что гораздо безопаснее держаться от людей на расстоянии, не проявлять себя, защищаться агрессией, чтобы эти опасные взрослые сами захотели быть подальше. Этот «безопасный» путь - путь к глубокому одиночеству духовному и социальному. Это путь, сопровождаемый постоянной зашкаливающей тревогой. Ведь жизнь без моральной поддержки взрослых не по силам ребенку. Ребенок не умеет взять от взрослых силы и знания, а значит, у него могут сформироваться опасные поведенческие паттерны. Например, «я все могу» - а это девиантное и экстремальное поведение, нереальное восприятие себя, переоценивание своих возможностей, завышенный страх перед жизнью, желание спрятаться от нее, что может выражаться внешне как социальная пассивность, отсутствие желаний, примитивность.

          Поведение детей в реальной семейной жизни часто кажется неадекватным, но оно продиктовано историей ребенка

  • Так большинство детей имеют психотравматический опыт, который влияет на поведение ребенка
  • У приемных детей накопленная невыраженная и вытесненная агрессия:

а - выплескивается в ситуациях, напоминающих для них травматическую;
б - направляется на «слабого» члена семьи;
в – контенируется, что дает вспышку психосоматических заболеваний;
г - выражается неадекватно ситуации.

         Приемных детей всегда сопровождают страх и тревога, что их оставят, отвергнут, от них откажутся. Эти страхи могут смягчиться при определенной работе, но бесследно этот опыт, полученный в раннем возрасте, не проходит.

         Отличает таких детей и повышенная тревожность, чувство вины и сниженная самооценка (я хуже других, иначе от меня не отказались бы).

        Все предыдущие пункты приводят к тому, что у приемных детей снижена энергетика, слабый иммунитет (чаще болеют, раньше устают), ослаблена мотивация на учебу, нарушены другие социальные действия.

         Часто приёмные дети были предоставлены сами себе, поэтому они требуют больше свободы, чем дети, выросшие в семье. Отсюда возникают проблемы с режимом, послушанием.

           Преодолеть все эти проявления, вынесенные ребенком из его прошлой жизни - большая ответственность и ежедневная работа приемных родителей. Только научив детей доверять реальному миру, видеть и понимать его, защищать себя социально приемлемыми способами, родители могут помочь приемному ребенку выйти из того замкнутого круга, в который он попал, изменить его жизнь, дать ему радость и успех, любовь и покой, в которых он так нуждается.

         Это интереснейшая творческая задача, которая ставит перед нами нескончаемые вопросы с неизвестными ответами. Это работа, для успешного выполнения которой необходимы не только знания, умения и опыт, но и способность постигать новое вместе с ребенком, учиться жить. Именно этот совместный путь под вашей защитой поможет уменьшить страх перед жизнью и дать ребенку силы изменить то, что было предопределено прошлым.